Подписаться
«А теперь смотрим в камеру и дружно говорим: ‘’Копирайт‘’» © |
Рубрики - На просторах рунета |
Добавил(а) Administrator |
21.12.15 15:44 |
Работа для конкурса молодых блогеров «Я – IT-Блогер» (от ПАО «Мобильные ТелеСистемы») Рунет растет. Соблазнов - море! Неважно, чей в них вложен труд! Ведь настоящее-то горе - Когда твои труды крадут!.. Помнится, в моем советском детстве вышел на киноэкраны историко-приключенческий фильм о попытке создания первой пиратской республики (кажется, на острове Барбадос). Корсарская утопия, само собой, не состоялась из-за буржуйских замашек отрицательных персонажей. Напрашивался вывод, что, если бы экипажи состояли из политически сознательных людей, то дело бы выгорело. И ведь точно: стоило России (да и всей территории бывшего Союза) повернуться лицом к рыночному оскалу капитализма, как на одном флагштоке с триколором затрепетал виртуальный флаг с «веселым Роджером» (идентичный натуральному). Авторское право было задушено индивидуально-предприимчивым населением прямо в колыбели. А тот «франкенштейн», что сейчас играет роль этого права, способен кого-либо напугать лишь вкупе с юристом или полисменом.
(Карикатура: Сергей Комаров / http://caricatura.ru/art/komarov) Один из самых распространенных и, вроде бы, невинных, видов «народного пиратства» - использование для рабочих нужд «ничейных картинок из интернета». Ну, в самом деле, что такого? Ну, есть, например, задание от клиента: лошадь в галопе или, там, девица на пляже. Что теперь, прикажете возиться с регистрацией на фотобанке, с переводом денег на счет и покупкой (это в Интернете-то!) какой-то картинки за целых 1-2 доллара? «Да вон их сколько просто так на всяких фотогалереях валяется – бери, не хочу! Все же качают и ничего…» Вот тут и протекает тот Рубикон, который отделяет свободу получения информации от пиратства. Удивляет упорное нежелание людей понять элементарную разницу между «скачать для себя» и «скачать для своей прибыли». «Во-первых, ну, разве это прибыль?! Не смешите меня! Вот у Абрамовича – да, прибыль! А тут мелкий приработок. И во-вторых, что значит «для себя»? Да, я сделал для себя визитку с фото из сети и реквизитами заказчика, а потом поменял ее на деньги! И что? А если для меня купюры сейчас нужнее, чем визитка с данными незнакомого мне человека? Для кого же это, если не для себя, родного? И вообще, страна у нас такая, менталитет, знаете ли…» В принципе, выглядит все вполне логично и причины негодования уважительные. Однако не менее весомые аргументы предъявляют авторы, чьи фотографии и дизайны становятся объектами разграбления, а бывает, и «яблоками судебных раздоров». Причем, стоит заметить, в последнее время виртуальное умыкание плодов чужого творчества чревато реальными юридическими неприятностями. Так, статья 1259 ГК РФ признает картинки, а если более точно, то "фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии", объектами авторских прав. Хотя, следует отметить, что использование уменьшенной копии "картинки" в ленте новостей или поисковике нарушением авторских прав НЕ является. Google подтвердил это в ходе судебного разбирательства. Не так давно (в марте 2010 года) экс-сотрудник Ленинградского зоопарка отсудил у бывшего своего места работы 620 000 рублей за несанкционированное использование его авторских фотографий. Незадачливое начальство мега-зверинца, «ничтоже сумняшеся», использовало 18 фотопортретов местного барса (с диска, умыкнутого у автора) на своем официальном сайте.
Проигнорировав учтивое предупреждение, подкрепленное нотариусом и вещдоками, руководство зоопарка целый год доказывало, что оно не верблюд, а госструктура. Однако справедливость одержала верх, что стало значимым прецедентом в борьбе с незаконной наживой на чужом таланте. И, одновременно, мы имеем дело редким случаем, когда российский фотограф (художник, дизайнер) поймал за руку веб-вора (да еще какого уровня) и продержался до победного приговора. Тем временем в рекламных агентствах, печатных СМИ, малых полиграфиях (печать на футболках, сувенирах и пр.), как правило, не очень заботятся об источнике и правах автора «красивой картинки». Причем, такая беспечность характерна не только для российской глубинки, но и «столичного мелководья». То же, впрочем, касается и «пиратского» программного обеспечения, однако, если лицензионные программы стоят солидных денег, то отказ уплатить 30 рублей за нужную фотографию – прямое следствие безнаказанности. Тем более, что нередко требуется лишь договориться с автором, попросить у него разрешение (когда речь о иллюстрации к статье в СМИ, к примеру), и вряд ли он откажет. Скорее обрадуется востребованности и нечаянной славе. Уделив достаточное внимание попранию авторских прав на фотографию, давайте вспомним еще об одной «страдающей» стороне: фотомодели. Часто ли фотолюбители спрашивают разрешение на съемку у своих невольных «жертв». Для большинства «папарацци» выложить изображения других людей без спроса на обозрение бесчисленного интернет-сообщества – в порядке вещей. В Гражданском кодексе этому вопросу посвящена целая статья: "Статья 152.1. Охрана изображения гражданина Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда: Но для российских фотострелков это такое же «А что такого?», как для их обидчиков воровство чужих снимков. Поэтому особо самонадеянные «Свидетели Света и Тени» сильно удивляются в тех редких поучительных случаях, когда им приходит повестка в «преисподнюю» судебного процесса. А вот всерьез надо было воспринять недовольство на колоритном лице посетителя ночного бара, например. И уж точно не следовало выкладывать его физиономию в пикантном интерьере на интернет-страничку. Человек, может, погреться (освежиться) зашел? У человека, может, вся семья и коллеги вкупе с начальством по Рунету шарят? А ну, как фото «всплывет»? Это же выйдет непоправимый моральный ущерб на круглую сумму! Короче, по закону сильно боком может выйти привычка решать за человека, сниматься ли ему, и что делать потом с фотками. Даже не корысти ради, а из любви к прекрасному. Вообще, в последние годы среди населения Рунета сформировалась довольно значительная прослойка коммерческих фотографов и дизайнеров «из народа», так называемых «микростокеров»*. Их вполне можно принять за эталон законопослушания в сфере всяческих авторских прав в Интернете: все портреты (включая рисованные) с релизом модели, номера машин и торговые марки размыты и т.п. Само собой, подобная щепетильность произросла не на пустом месте: большинство интернетовских фотобанков и микростоков имеют зарубежное происхождение и "прописку". А там, как известно, у населения наследственная неодолимая тяга к защите любых своих прав, предполагающих возмещение ущерба.
(Карикатура: Сергей Корсун / http://caricatura.ru/art/korsun) Потому наученные горьким опытом иностранные фотомастера (а теперь и их российские коллеги) скрупулезно документируют свои отношения с портретируемым (даже, если в кадр попала лишь его левая пятка), его гаражом, его мопедом и любимым скунсом. А куда деваться, ведь для немалого числа микростокеров продажа своего творчества через интернет – любимая работа, которая их кормит, о чем мечтают многие и многие. Резюмируя специально для скептиков и пессимистов, замечу: преждевременно утверждать, что пиратство в Рунетских океанах фотографии и дизайна неискоренимо. Глупо клясться, будто однажды оно будет под корень истреблено. Авторское право в сети – отражение ситуации в реале, отягощенное неподконтрольностью и безымянностью виртуального пространства. В этом неосязаемом мире, где каноны чести взяты у вольных корсаров, а законы государства надо еще умудриться применить, тоже нужно понемногу наводить порядок, причем начиная с себя. А то, говорят, в нем нашим детям жить, а тут такой бардак… *- Микростоки – своего рода интернет-банки фотографий, многократно продающихся по малой стоимости (такая продажа больше напоминает прокат). Автор имеет некий процент всякий раз, как его фотоработу кто-то «арендовал» для своих нужд. Быть профессиональным фотографом нет нужды: главное иметь общие навыки, чутье и попасть в волну спроса (хотя талант и удачливость тоже многое решают). число загруженных на продажу фото не ограничено (но есть строгий фильтр), во сколько микростоков ты загрузишься, тоже никого не волнует. При успешном раскладе микростоки – хорошее основное место работы. Стоимость фото колеблется в диапазоне 1-10 баксов, смотря по разрешению снимка. Кроме фото, очень востребованы векторные изображения, звуки, видео и Flash – анимация. |