За проект Полтавченко привлекут Гарюгина
Добавил(а) John Lemon   
19.02.15 15:40

Петербургский метрополитен нанес казне многомиллионные убытки

В то время, когда пассажиры петербургского метрополитена стоятв огромных очередях к кассам из-за ажиотажного спроса на жетоны, руководство подземки решает вопросы финансового порядка: как стройку, осуществленную за счет бюджета, сдать под торговый центр, чтобы инвестор не платил при этом никакой компенсации, в худшем случае - занизить компенсации в десятки раз. Таким образом, по некоторым данным, под землю безответно «ушли» порядка девяти миллиардов рублей. Однако даже эта цифра может быть неточной — в счетной палате отмечают, что метрополитен в некоторых случаях отказывался предоставить данные аудиторам и сумма ущерба может быть намного выше указанной.

 

Как собщает "Ъ", следственный комитет РФ и ФСБ провели обыски в подведомственном Смольному ГУП "Петербургский метрополитен", а также квартирах его директора Владимира Гарюгина и других руководителей подземки. Глава ГУПа стал фигурантом уголовного дела о злоупотреблении полномочиями. Основанием для расследования стали выводы Контрольно-счетной палаты (КСП) Санкт-Петербурга об ущербе в размере не менее 466,5 млн руб., причиненном казне при строительстве в центре города вестибюля станции "Адмиралтейская" с торгово-развлекательным комплексом. Постановление о реализации и условиях этого инвестпроекта подписал в декабре 2011 года губернатор Георгий Полтавченко.

 

Масштабную спецоперацию в Санкт-Петербурге проводили сотрудники второго следственного управления ГСУ СКР вместе с оперативниками регионального управления ФСБ. Несколькими группами они практически одновременно нагрянули в квартиры господина Гарюгина и его коллег, а также в офис ГУП "Петербургский метрополитен". Сыщиков интересовали документы, связанные с реализацией инвестпроекта строительства станции метрополитена "Адмиралтейская". Обыски проводились в рамках расследования уголовного дела, возбужденного Следственным комитетом по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Как сообщил вчера СКР, были изъяты "предметы и документы, имеющие отношение к реализации указанного инвестдоговора, а также крупные суммы денег в рублях и иностранной валюте". Задерживать пока никого не стали. Изъятые документы пройдут несколько экспертиз, и по их результатам будут приниматься "соответствующие решения". Пока же основной фигурант дела Владимир Гарюгин, уже 25 лет занимающий пост руководителя петербургского метрополитена, продолжает исполнять свои обязанности.

 

["Ведомости", 19.02.2015, "Петербургское метро отклонилось от бюджетной линии": Представитель метрополитена подтвердила проведение обысков и сообщила, что компания представила следствию всю информацию, а начальник метрополитена продолжает выполнять свои обязанности. Она также напомнила, что метрополитен оспаривает в суде представление КСП о возмещении бюджету 466 млн руб. Ближайшее заседание назначено на 26 февраля. Связаться вчера с представителем ЗАО «Советник» не удалось. Гарюгин не будет освобожден от занимаемой должности в связи с возбуждением против него уголовного дела, он покинет пост только в случае доказательства его вины, сообщила вчера «Интерфаксу» представитель вице-губернатора Игоря Албина.

Председатель совета директоров холдинга «Адамант» Дилявер Меметов считает, что претензии КСП несправедливы — «Адамант» выиграл право на строительство вестибюлей на конкурсе, правила проведения которого прокуратура и проверяющие организации могли оспорить уже много раз, но тогда они не вызвали вопросов. По словам Меметова, в счет платы инвестора шли не только деньги, но и сами вестибюли, а также благоустройство территории вокруг них.]

Прокуратура города еще на прошлой неделе сообщила о том, что СКР проверяет "факты нецелевого использования бюджетных средств — возможных хищений, мошенничества". Основанием стали данные КСП о финансовых нарушениях в работе ГУПа в 2011-2013 годах. 

По версии СКР, "в 2012 году начальник ГУП "Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин и иные лица использовали свои полномочия вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц при заключении инвестиционного договора о строительстве комплекса наземного вестибюля станции метрополитена "Адмиралтейская"". Речь идет о торгово-развлекательном комплексе, построенном над станцией "Адмиралтейская", в двух шагах от Дворцовой площади, ЗАО "Советник" холдинга "Петромир" Михаила Мирилашвили. КСП установила, что свайное основание под вестибюлем метро еще до прихода инвестора на объект выполнил за счет бюджета "Метрострой" при возведении наклонного хода станции. Но компенсировать эти затраты инвестору не пришлось: глава ГУПа Владимир Гарюгин не включил их в контракт, как и часть построенных городом, но отошедших инвестору подземных площадей. Сумма ущерба составила 466,5 млн руб. Эту фигурирующую в отчете КСП цифру воспроизводят и следователи. 

В КСП считают, что господин Гарюгин "неправомерным решением" освободил инвестора от возмещения затраченных бюджетных средств. Однако в постановлении о строительстве этого объекта в рамках "регенерации историко-градостроительной среды" (он возводился на месте снесенного исторического жилого дома), подписанном 14 декабря 2011 года губернатором Георгием Полтавченко, указаны параметры переданного ГУП "Петербургский метрополитен" участка и финансовые условия строительства на нем коммерческого объекта: ГУП должен был перечислить в казну всего 70 млн руб. и передать городу вестибюль метро. На тех же условиях, согласованных Смольным, ГУП привлек инвестора. 

Директор "Петромира" Руслан Линьков вчера отказался от комментариев, в ЗАО "Советник" телефон не отвечал. В метрополитене сообщили, что предоставили правоохранительным органам все документы. Инвестиции в проект превысили 1 млрд руб., при этом Георгий Полтавченко, подписывая постановление о стройке, имел полную информацию об инвесторе и его обязательствах, а в конкурсной комиссии, которая выбирала в закрытом режиме инвестора, участвовали чиновники городского правительства. 

Между тем инвестконтракт с ЗАО "Советник" еще не закрыт и стороны продолжают взаимозачеты. При этом за свайное поле инвестор перечислил дополнительно в казну 271 млн руб. По сведениям знакомых с проектом источников, компания затратила на исполнение обязательств перед городом (кроме вестибюля метро ей пришлось воссоздавать снесенное историческое здание) около 400 млн руб., получив в итоге около 5 тыс. кв. м пригодных для аренды коммерческих площадей. 

Напомним, в конце прошлого года КСП выявила также финансовые нарушения на общую сумму 9,23 млрд руб.— в основном в связи с аналогичными инвестпроектами на пяти других станциях метро. После того как в декабре 2014 года КСП потребовала от ГУП "Петербургский метрополитен" устранить нарушения, возместить ущерб и наказать виновных должностных лиц, аудиторы вместо уведомления о принятых мерах получили от ГУПа арбитражный иск об отмене направленного ему представления. Аналогичную реакцию вызвали и представления КСП комитету по развитию транспортной инфраструктуры Смольного (общий объем нарушений в этой сфере, по данным КСП, превышает 23 млрд руб.). Арбитражный процесс стартовал на прошлой неделе фактически одновременно с сообщением прокуратуры о расследовании этого дела. При этом метрополитен обжалует в суде именно ту часть требований КСП, по которой ведется расследование на "Адмиралтейской". 

 

["Ведомости", 19.02.2015, "Петербургское метро отклонилось от бюджетной линии": Интерес к метрополитену вызван скандалом вокруг московского метро, а также полной закрытостью этого предприятия, говорит депутат заксобрания Александр Кобринский. За последние пять лет субсидии подземке из городского бюджета выросли в 11 раз, доля бюджетных субсидий в смете метро выросла с 6 до 35%, говорит депутат Борис Вишневский. При этом доходы метрополитена от рекламы и аренды почти не растут, а плата за проезд возросла на 41%, возмущается он. В 2015 г. метрополитену планируется выделить из бюджета 9,7 млрд руб. КСП после проверки потребовала сокращения объема субсидий.

По ч. 2 ст. 201 УК РФ виновному может грозить наказание в виде штрафа в размере до 1 млн руб. или дохода за пять лет, принудительных работ до пяти лет или лишения свободы на срок до 10 лет.
]

****
Начальник транспортного цеха
В январе 2015 года глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин отмечает 25 лет на своей должности. И именно к юбилею над ним в очередной раз возникла угроза отставки. «Разбор полетов» самого «долгоживущего» главы метро — в материале «Агентство Бизнес Новостей».
Дело - бетон

КСП заявляет, что нашла нарушения при строительстве пяти станций — «Адмиралтейской», «Бухарестской», «Звенигородской», «Международной» и «Обводного канала». По мнению контролирующих органов, владельцы построенных на территории около вестибюлей торговых центров заплатили за предоставленные участки в 20 раз меньше необходимого. В некоторых случаях они не платили вообще, считают в Счетной палате. Застройщик «Адамант» так и не передал городу право собственности над вестибюлем станции «Волковская», отмечают аудиторы. Впрочем, в КСП вообще сомневаются в необходимости этого объекта для метрополитена.

К лично Гарюгину у проверяющих также нашлось немало претензий. Наиболее крупной из них представители счетной палаты называют разрешение компании «СоветниК» оставить при себе 466,5 млн рублей, которые город вложил в фундамент вестибюля станции «Адмиралтейская». Распоряжение отдал лично Гарюгин, считают в КСП, что является существенным нарушением — мол, он никак не связан с бюджетом и не должен распоряжаться казенными деньгами.

Кроме того, глава метро считается заинтересованным лицом при почти трех сотнях сделок ГУП «Петербургский метрополитен» на сумму 7,3 млрд рублей за 2007-2013 год. КСП предложила подземке компенсировать выявленный ущерб за свой счет, а Смольному — пересмотреть размер выделяемых метро субсидии, объем которых в 2015 году установлен на уровне 9,7 млрд рублей. Правительство не согласилось, и теперь ГУП будет оспаривать отчет КСП в суде.

Глава «Петербургского метрополитена» все нарушения отрицает и считает произошедшее ошибкой аудиторов. «Никаких расхищений не было, никаких 9 млрд», — говорит Гарюгин. Представители подземки поясняют, что в выводах КСП нет расчетов, объясняющих подобную сумму. Есть ли они или нет — это уже определит прокуратура и Следственный комитет, которые уже затребовали документы для проверки.
Без тормозов
Однако, последний скандал является одной из многих проблем, виновным в которых обычно считают главу метрополитена Северной столицы. В списке основных претензий к Гарюгину — не самое быстрое развитие метро, проблемы с безопасностью и политика ГУПа в целом.

Поездка «взбесившегося поезда» на второй линии в 2012 году стала одной из самой известных аварийных ситуаций. Тогда у стоящего на станции состава отказали тормоза, после чего машинист с коллегой решили их отключить и ехать дальше. В ходе поездки выяснилось, что использовать альтернативные методы торможения оказалось невозможно — в итоге диспетчеру пришлось отключить напряжение на рельсах, чтобы поезд остановился сам. Особый интерес вызывает тот момент, что из-за уклона на перегоне составу пришлось два раза проехать по горкам из стороны в сторону, пока он не остановился окончательно.

Виновных машинистов в итоге перевели на работу, не связанную с вождением поездов, но, как говорится, «осадок остался». В протоколе заседания, на котором рассматривалась проблема, указано, что «институт инструкторов, призванный действовать на предупреждение возникновения подобных ситуаций, в очередной раз не сработал». Вопрос технического сбоя в документе обошли стороной. Однако, проблема с тормозами возникала в метро не раз.

До этого схожая ситуация возникла в ноябре 2009 года на первой линии, когда состав из-за очередной неполадки на полчаса остановился на перегоне между «Автово» и «Кировским заводом». Такая ситуация возникла в третий раз за месяц — и тогда метро объяснило это плачевным состоянием подвижного состава. Сейчас метрополитен признает, что износ поездов, курсирующих под Петербургом, составляет 74%. По официальным данным, замена предусмотрена в планах — но пока что только в перспективе до 2030 года. В настоящее время машинистам и пассажирам приходится использовать то, что есть, но в последнее аварий стало куда меньше, отмечает источник АБН в метрополитене. Впрочем, постоянно такая ситуация продолжаться не может и нужны новые вагоны, полагает он.

Другой насущной проблемой для метро являются инвалиды-колясочники. Вернее, это подземка является для них существенной проблемой, так как в нее практически невозможно попасть. В 2011 году разразился скандал, когда колясочнику запретили въезд в метро, объяснив это повышенной опасностью для самого пассажира. Гарюгин заявил, что на длинном эскалаторе сопровождающий может не удержать пассажира и поездка «может обернуться трагедией». Несмотря на явный резон в этих словах, выяснилось, что альтернативного варианта для инвалидов нет и сейчас. Строить специальные лифты на каждой станции в метрополитене назвали невыгодным решением, так как ведь каждый из них стоит около 1 млрд рублей. Вместо этого Гарюгин высказал предположение о том, что можно сделать специальные эскалаторы, предназначенные для инвалидов — но таких нет и по сей день.

Непрозрачность ГУП «Петербургский метрополитен» также вызывает массу критики в городе. Компания не публикует отчеты о своей финансовой деятельности, но при всех проблемах жалуется на недостаток средств. Так, для «снижения убыточности» в 90-х годах время работы метро было сокращено с периода 05:30-01:00, как в Москве, до 05:45-00:00 (активисты на протяжении нескольких лет не могут добиться возврата к «московскому времени»). По причине проблем со средствами в 2004 году многие льготы на проезд были заменены адресными выплатами, под этим же предлогом регулярно повышается стоимость проезда. Но вместе с ней растет и бюджетная помощь метрополитену, за 7 лет она выросла с 348 млн рублей в 24 раза.

Отвечая на запрос депутата Бориса Вишневского в ноябре 2014 года, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сообщил, что рост субсидий связан с повышением затрат на содержание метро, которые растут быстрее тарифа. В частности, в последнее время в метро появилась система безопасности за 1 млрд рублей, а расходы на ремонты составов и инфраструктуры с 2007 года выросли на 3,2 млрд рублей. Ввод в эксплуатацию новых станций за последние семь лет «съел» еще 7,8 млрд рублей. При этом, новых доходов у метро не появляется, сетует губернатор — по его словам, арендные ставки повышаются ежегодно, но это не спасает. Критики при этом отмечают, что количество рекламы в метрополитене может приносить куда больше средств, чем есть сейчас.

Начальник, переживший всех

«Что касается ГУПов, у меня вообще есть сомнения относительно того, как обоснована их деятельность с финансовой точки зрения», — говорит глава фракции «Яблоко» в петербургском Законодательном собрании Григорий Явлинский. По его словам, местные предприятия, к которым относится и метрополитен, имеют серьезные проблемы с эффективностью расходов. «Мы считаем, что там сокращения могут быть очень большими. Сегодня я смотрел сообщения о большой и серьезной работе, которую делает Ленинградская область в отношении ГУПов. Обратите внимание: Ленобласть делает именно все то, что не делает Петербург», — отмечает парламентарий. Аудит ГУПов нужно проводить регулярно, также необходимо закрепить это законодательно — такие меры это приведет к повышению эффективности госкомпаний, считает Явлинский.

Спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров, в свою очередь, не сомневается в эффективности метро и лично главы подземки. «Гарюгин — профессионально подготовленный руководитель метрополитена», — отмечает парламентарий. Возникающие к ГУПу вопросы нужно проверять, но его руководитель вызывает у Макарова восхищение. «То, что Владимир Александрович профессионал своего дела, ни у кого не вызывает сомнений», — говорит он.

Но при всех претензиях к Гарюгину, коих немало, он практически вечен, считает источник в метрополитене. Глава подземки является просто публичным лицом, вся работа выполняется заместителями, рассуждает он. «Четыре губернатора сменилось, а он все сидит», — говорит собеседник АБН.

В чем именно причина такого «долголетия», сказать достаточно сложно. Одно мы знаем точно — «эпоха Гарюгина» почти наверняка займет немало страниц истории метрополитена Северной столицы. Хотя бы потому, что из шести его предшественников ни один не занимал свой пост больше 11 лет.